Смертельный полёт

Второй год подряд мы проводим акцию «Дай ребёнку ремня», пытаясь убедить родителей, что жизнь детей в машине зависит от наличия детского автокресла.

C 1 ЯНВАРЯ 2007 года вступил в силу п. 22.9 ПДД РФ, обязующий перевозить детей в возрасте до 12 лет только с использованием специальных детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть маленьких пассажиров с помощью штатных ремней безопасности. Насколько серьёзно взрослые отнеслись к этому нормативному акту? Я решил это выяснить, подежурив у нескольких школ.

Первая расположена в районе Патриарших прудов, считается одной из престижных. Увы, подавляющее число учеников младших классов не то что не сидят в «специальных удерживающих устройствах» (читай — автокреслах), но даже не пристёгнуты. Из опустившегося заднего стекла огромного чёрного джипа по пояс свешивается девчушка лет 8. А если бы в этот момент машину качнуло на кочке или водителю пришлось резко притормозить?! После того как дитя скрывается за воротами, подхожу к джипу. «Да я привожу дочку хозяина в школу, — объясняет мне водитель. — Машина не моя. Сам, что ли, буду кресло покупать? Да и не могу заставить ребёнка делать что-то против его воли. Пока родителей нет — она хозяйка. Моё дело — крутить баранку. Вон «Мерседес» бронированный. Там сестрёнку и братика возят. Те же проблемы». Из похожего на многопалубный броненосец «Мерседеса» выпрыгивают детишки. «Машина служебная, когда дети на первый урок опаздывают, мигалку включать приходится, — шофёр показал на лежащий под рукой синий «маяк». — Из области едем, с Петрова-Дальнего… Их отец — большой чиновник. Считает, что, раз машина бронированная, значит, с ней ничего случиться не должно. Объяснять, что в автомобиле то, что плохо пристёгнуто, хорошо летает, бесполезно. И кресло всё равно не поставят — как объяснить его присутствие в служебной машине?»

Дальше я попытался поговорить с несколькими мамашами, доставившими к школе своих отпрысков. Их дети беззаботно прыгали на передних сиденьях. Ни одна из этих женщин не поняла смысла моего вопроса. «Почему Андрюша не пристёгнут? А что, надо? А зачем? И большой штраф? 50 руб.? Хи-хи-хи!», «Детское автокресло? Но у меня и так сиденья с подогревом. Для безопасности? Здесь есть подушки, да и машина застрахована».

 

Перемещаюсь к школе попроще, расположенной в районе Савёловского вокзала. Немного воспрял духом. Большинство автомобилистов, забиравших младшеклассников после уроков, старались закрепить их на заднем сиденье. Кто-то использовал дорогие кресла-трансформеры, другие подкладывали пластиковые сиденья или обыкновенные подушки.

Были у родителей и вопросы:

? «Купил свою «Волгу» пару лет назад. По инструкции ремни безопасности в ней должны быть для всех пассажиров. Однако то ли на заводе сэкономили, то ли по дороге украли, сзади никаких ремней нет и закрепить кресло без вмешательства слесарей сложно».

? «Почему сотрудники ГИБДД не останавливают и не наказывают водителей за то, что они не пристёгиваются сами? Пока в России не будет привита система поголовного использования ремней водителями, они не будут требовать того же и от пассажиров!»

? «Моей дочери исполнилось 12 лет: рост 156 см, вес 45 кг. Мы разрешаем ей красить губы и ходить на школьные дискотеки. О каком детском кресле может идти речь?!»

НЕДОРАБОТКА! Действующие в большинстве западных стран ограничения на перевозку детей с обязательным использованием удерживающих устройств и автокресел имеют ограничения не только по возрасту, но и по габаритам пассажира. Ребёнок, достигший определённого веса или роста, уже не нуждается в фиксирующих спец- устройствах. Он пристёгивается обычными ремнями безопасности. Такой пункт в российских нормативных актах забыли предусмотреть!


 

Максим ГАЛУШКО, инспектор Управления ГИБДД ГУВД по г. Москве:

— ТОЛЬКО с начала 2007 г. в столице произошло 71 ДТП с участием детей. В них погибли 5 и был ранен 71 несовершеннолетний. Из 26 мальчиков и девочек, находившихся в момент ДТП в салоне автомобилей, 17 не были пристёгнуты и не находились в автокреслах. ГИБДД столицы постоянно проводит профилактическую работу среди родителей, объясняя, что использование удерживающих устройств необходимо. В конце января мы провели рейд «Ваш пассажир — ребёнок», предупреждено несколько тысяч автолюбителей, не считавших нужным пристегнуть перевозимых детей и подростков.

А как у них?

• ИЗ БРОШЮРЫ по безопасности компании «Volvo»: «Если младенец или ребёнок получает травму головы, чаще всего это означает, что получена травма головного мозга, по причине хрупкости черепа она намного серьёзнее, чем аналогичная травма у взрослого. Другие уязвимые части тела у детей — непропорционально тонкая и не до конца сформировавшаяся шея, несформировавшийся таз. Использование стандартного ремня увеличивает безопасность на 60%, детского сиденья по направлению движения или дополнительной спецподушки — на 80%, сиденья, установленного против движения, — на 90%. Обычная подушка совершенно неприемлема, она очень мягкая и не имеет необходимых выступов — ребёнок рискует выскользнуть из-под ремня».

• ГЛАВА «Обеспечение безопасности детей» в «Руководстве по эксплуатации автомобиля «Хонда» занимает 42 страницы: «Не перевозите детей на коленях. Если во время столкновения вы не будете пристёгнуты, то сила удара отбросит вас вперёд и вы раздавите ребёнка. Но, если будете пристёгнуты, вы не сможете его удержать. Если автомобиль, двигаясь со скоростью 48 км/ч, сталкивается со стоящим автомобилем, то в момент удара на ребёнка весом 9 кг будет действовать сила инерции 275 кгс». Это то же самое, что пытаться удержать падающую наковальню весом 275 кг.

 

 

 


ИЗ СВОДОК ГИБДД:

Водитель автомашины «Мерседес-Бенц» на Третьем транспортном кольце наехал на бордюрный камень. В больницу доставлены трое детей-пассажиров, ни один из которых не был пристёгнут. Все получили черепно-мозговые травмы, сотрясения и ушибы головного мозга. На Калужской площади водитель «Жигулей» выехал на встречную полосу и протаранил автомобиль «ВАЗ» с ребёнком в салоне. Четырёхлетний малыш не был пристёгнут, получил сотрясение головного мозга. На пересечении Ломоносовского проспекта и Менделеевской улицы столкнулись машины «Фольксваген» и «ВАЗ». Двое пассажиров «ВАЗа» пострадали, одному из них, получившему сотрясение мозга, недавно исполнилось 6 лет. Он не был пристёгнут.


 

Марина АРТАМУШИНА, ведущий сотрудник Национального НИИ общественного здоровья РАМН:

— МЫ ПРОВЕЛИ исследование по детскому дорожно-транспортному травматизму: на первом месте оказались черепно-мозговые травмы. Проблемы возникают потому, что из-за физиологических особенностей детского организма в первые минуты после травмы родители и врачи зачастую недооценивают тяжесть состояния. Вызывает множество нареканий работа медиков: долгое время прибытия «скорой» на место происшествия, неумение оказывать помощь именно при данной патологии, недостаточная организация работы на месте. Половина детей, скончавшихся в результате ДТП, погибает ещё до приезда «скорой»! Ещё около 12% умирают при транспортировке в стационар. От 12 до 15% детей умирают на второй и третьей неделе, находясь в отделении реанимации.


Георгий АЛЕКСАНДРОВ

Дата создания (обновления) документа: 02-09-2007

Документы в этом разделе: